ГБДОУ детский сад № 117 комбинированного вида Выборгского района города Санкт-Петербурга

Мой материал выступления на 8-м Всероссийском Эко.съезде: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников!"

Комплексный подход в экологическом воспитании детей вусловиях нашего дошкольного учреждения осуществлялся таким образом чтобы, чтобынаши малыши каждый день открывали для себя в окружающем мире что-то новоеи  проявляли исследовательскиеспособности. В современной оценке реализации основной общеобразовательнойпрограммы детского сада федеральными требованиями определены следующие качестваличности, как результаты воспитательной работы: любознательный, активный,эстетически развивающийся, интересующийся новым и неизвестным. Они былиглавными критериями результативности нашей работы. Среди многообразия деятельностей,используемых в группе, остановимся поподробнее напознавательно-исследовательской. Как известно,познавательно-исследовательская деятельность активно развивается на протяжении всего дошкольного детстваи отличается разнообразием методов и приемов познания мира, варьирующихся взависимости от возраста детей.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

            Знания, полученные в  непосредственно образовательной деятельности,стараемся закреплять в различных областях и с участием всех анализаторов в процессе игр. Так, игры на развитиесенсорики учитывают принцип добровольности, право самостоятельного выбора,самовыражение: «Растопи лёд», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек Лесовичка»…Во время прогулок и экскурсий дети самостоятельно исследуют и подмечают,педагог лишь направляет эту деятельность. Часто проводятся игры на ориентировкув пространстве, преподнося задание, как загадку: «Дойди до берёзки, и, отсчитавтри шага направо обнаружишь..» Художественная литература выбирается образная,поэтичная, богатая эпитетами - такая, чтобы увлечь детей. Сделана подборкапроизведений классиков, таких как М. М. Пришвин, Е. И. Чарушин, И. С. Тургенев,В. В. Бианки, С. А. Есенин, А. А. Фет.. С детьми обговариваются книжныеиллюстрации, уточняя, что некоторые писатели сами рисовали иллюстрации к своимтекстам, чтобы выразить свои мысли и чувства наиболее гармонично и полно.Увлечение  фотографией и выращиваниемразнообразных цветов и овощей с фруктами на садовом участке используются всоздании красочных презентаций, которые очень нравятся нашим воспитанникам. Принеобходимости показать объект природы  вдвижении – используется просмотр видео отрывков. Стоит отметить, что информационно-коммуникативныетехнологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируютмыслительную деятельность детей. Жизнь не стоит на месте, и мы всё чащеиспользуем инновационные компьютерные программы, которые качественно изменяютпроцесс передачи и усвоения опыта, они, словно зашифрованные мнемотаблицы, шагза шагом, через применение предыдущего опыта, открывают детям мир природы.

Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживаетсебя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение  полученных впечатлений: и в изобразительнойдеятельности; и в аппликации; и в конструировании активно используютсяразличные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь,развивает творческое воображение и эстетический вкус.

В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, где детисами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами иявлениями мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя,дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своёмпримере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.

Познавательно-исследовательская деятельность используетсяпрактически безгранично, будь то создание сложных игровых обучающих ситуаций,или проведение разнообразных праздников и развлечений, или совместная проектнаядеятельность с привлечением родителей воспитанников.  

Взаимодействие с детьми обязательно строится попринципу субъект-субъектных отношений! Педагог и ребёнок взаимодействуют, какпартнёры! Ко мнению детей относятся уважительно.

Отражение и закрепление накопленных представлений,помимо подробно описанной образовательной области «Познание», может проходить вследующих образовательных областях: 

-«Физическая культура». Подвижные игры: «Мы –капельки», «Снежки», «Прокати в гору», «Не намочи ноги», «Солнышко и дождик»,«Берегись – заморожу», «Снежинки и ветер», «Гусеница»…

-«Социализация». Сюжетно-ролевые игры: «Школа мудройсовы», «Поможем белочке собрать урожай», «Гриб-Лесовик», «Путешествие»…

-«Коммуникация».Дидактические игры: «Найди такой листок, какой покажу», «Тонет, не тонет»,«Какое это растение?», «Узнай дерево по листочку», «Щедрые дары осени» «Отгадайрастение по плодам», и многие др....

-«Труд». Где дети постигают основы того, как ценно инеповторимо всё в природе и как тонко природа реагирует на небрежность ибезразличие.

Таким образом, мы подошли квыводу, что, прежде всего, необходимо уделять вни­мание следующим экологическимвопросам:

  формированию понимания самоценности природы;

  осознанию ребенком себя как части природы;

  воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животныхи растений вне зависимости от личных симпа­тий и антипатий;

  формированию эмоционально-положительного отношения к ок­ружающему миру,умению видеть его красоту и неповторимость;

  пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной изсвязей влечет за собой другие изменения;

  пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не можетсоздать;

  формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию имивзаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

  усвоению основ экологической безопасности;

  формированию навыков экологически грамотного и безопасно­го поведения вповседневной жизни.

Раскрыть перед ребёнком красотуприроды и научить увидеть её - дело сложное. Для этого педагог сам должен уметьжить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны ксловам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действияхвзрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает нетолько определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и еёпонимание и познание.
Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации комплексного подходаявляется создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детямправильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе сдетьми участвуют в природоохранной деятельности.


17 ноября 2012 в 22:54

Прикреплённые файлы:

Документ: Мой материал выступления на 8-м Всероссийском Эко.съезде: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников!"

Описание файла:

Файл называется: seminar-8_6lpes.pptx

Это официальный файл организации «ГБДОУ детский сад № 117 комбинированного вида Выборгского района города Санкт-Петербурга», в нём содержится Мой материал выступления на 8-м Всероссийском Эко.съезде: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников!".

Размер файла: 8,21 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.